Хотя я не эксперт в области стоматологического образования, но имею 20-летний опыт обучения студентов-стоматологов, поэтому считаю возможным поделиться некоторыми соображениями по этому вопросу. Преподавание стоматологии является трудной задачей и включает в себя не только значительную научную и медицинскую составляющие, но также клиническую часть, требующую тесного взаимодействия с пациентами. Наибольшие сложности заключаются в интеграции новых знаний в оптимальный план лечения.
Вне всяких сомнений, не существует какого-либо одного метода, позволяющего выполнить вышеуказанную задачу. Остаются открытыми вопросы об объеме клинической подговки студентов, а также об уровне знаний стоматологов в области фундаментальных наук.
Я проводил обучение студентов двух стоматологических факультетов с двух континентов. Программа обучения на одном из них составляет шесть лет. В течение первых трех лет студенты-стоматологи изучают базовые и медицинские науки, так же как студенты медицинского факультета. На другом стоматологическом факультете программа обучения составляет четыре года, причем фундаментальные науки изучаются только в течение первого года. Однако, несмотря на различия программ, задачи образования остаются одинаковыми. На обоих факультетах мы стремились подготовить студентов таким образом, чтобы они могли оказывать качественную стоматологическую помощь сразу после получения соответствующей лицензии. Возможно ли это? Теоретически, выпускники стоматологического факультета обладают достаточными знаниями и навыками, но, учитывая все сложности самостоятельной практической деятельности, было бы лучше, если в начале своей карьеры молодые стоматологи имели старших и опытных партнеров.
В Соединенных Штатах многие выпускники стоматологических факультетов проходят обучение по программе общей стоматологической практики (ОСП) на базе крупных больниц. В ходе такого обучения вчерашние студенты быстро знакомятся с большим разнообразием клинических случаев и проводят лечение под руководством опытных коллег, а также имеют возможность проконсультироваться с другими специалистами клиники. Популярность такого варианта повышения квалификации подтверждает его обоснованность,целесообразность и признание самими молодыми стоматологами.
По моему мнению, повсеместное внедрение программы ОСП предпочтительнее увеличения продолжительности обучения на стоматологическом факультете. Именно при первом варианте выпускники могут научиться использовать полученные ранее знания на практике даже в очень сложных клинических случаях. Я не знаю, есть ли возможность (в частности, финансовая) сделать
программу ОСП обязательной, но ценность ее для молодых стоматологов и их пациентов мне кажется несомненной.
Стоматологическое образование представляет собой взаимно обогащающий процесс для студента и преподавателя. Особенно это справедливо в отношении последипломного обучения, ведь каждый молодой коллега приходит со своим опытом и представлениями о стоматологии, пытаясь использовать имеющиеся знания в реальных клинических условиях.
Одна из основных задач преподавателя заключается в обучении студента анализу и решению проблем. Помимо естественного интереса и зарядки для ума, это способствует повышению опыта и навыков как студента, так и преподавателя. Современная концепция научно обоснованной медицинской и стоматологической практики требует глубокого понимания биологии и других фундаментальных наук.
Поскольку студенты-стоматологи ценят обучение и выбранную профессию, мы должны научить их приобретать нужные знания, вместо того чтобы просто пичкать информацией. Такой подход позволяет преподавателям сформулировать собственные концепции и подход к обучению, а это еще более повышает нашу ответственность за мотивирование, направление, проверку и поддержку своих учеников. По сути, со стороны преподавателя обучение стоматологии является истинным наставничеством, без которого невозможно достижение поставленных целей. С одной стороны, такой подход накладывает определенные обязательства на обучающего, а с другой – позволяет получить истинное удовлетворение как от самого процесса, так и от его результатов. Тут главное – не забывать о том, что любые клинические навыки должны базироваться на глубоких базовых знаниях.
Эли Элиав
Главный редактор
Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 3, 2011г.