9 сентября 2022 г

Избранные статьи. №24

Какой будет стоматология через 10 лет

Несмотря на невозможность предсказать следующее значительное достижение в области стоматологии, на основании прошлого опыта и современных тенденций мы можем попытаться представить себе некоторые перспективы нашей специальности. Вне всяких сомнений, появится еще больше материалов и методов, многие из которых в итоге войдут в повседневную практику врача-стоматолога. Примерами таких перспективных технологий являются компьютерная навигация при установке имплантатов или использование микроскопов в эндодонтии. Однако внедрение новшеств требует дополнительной подготовки и большей технической оснащенности стоматологов. Вполне предсказуемо также, что первыми новые методы будут осваиваться специалистами в своих областях, после чего новшества начнут распространяться среди стоматологов общей практики. Можно быть уверенным, что в будущем повысится качество стоматологической помощи, но стоимость ее также возрастет. Кроме того, несомненно повысятся требования к уровню преподавания на стоматологических факультетах, а также на курсах последипломной подготовки стоматологов.

Продолжительность жизни неуклонно увеличивается, а люди все дольше сохраняют свои зубы, что требует изменения подхода к оказанию стоматологической помощи.

С одной стороны, такая ситуация приводит к увеличению числа пациентов, с другой – средний возраст этих пациентов значительно возрастет, а люди старшего возраста чаще имеют соматические заболевания. Последнее обстоятельство следует учитывать при планировании стоматологического лечения, поскольку прием антикоагулянтов увеличивает риск кровотечения, снижающие гиперсаливацию средства также повышают риск развития кариеса и пародонтита, а лекарственные препараты, используемые для лечения соматических заболеваний, могут неблагоприятно сочетаться с медикаментами, назначенными стоматологом. Во избежание возникновения таких последствий стоматологи должны владеть глубокими знаниями в области общей медицины, что нужно учитывать при подготовке студентов стоматологических факультетов.

Еще одной быстроразвивающейся областью является диагностика с помощью исследования слюны. Другими словами, некоторые общие заболевания могут быть выявлены с помощью исследования слюны вместо крови. Хотя такие исследования чаще будут назначать врачи других специальностей, стоматологи могут и должны использовать эти тесты в своей практике. Однако и в этом случае от стоматологов потребуется более глубокое понимание общемедицинских вопросов.

Как бы то ни было, дополнительная профессиональная подготовка представляет собой определенную проблему. В идеале такую подготовку следует проводить еще на этапе обучения студентов-стоматологов. Но образовательные программы стоматологических факультетов уже и сегодня сильно перегружены, что затрудняет пересмотр программы обучения в сторону еще большего ее усложнения.

Одно из решений этой проблемы заключается в увеличении продолжительности обучения студентов стоматологических факультетов, но это в свою очередь создаст трудности и для преподавателей, и для студентов. Другим решением может быть введение новых специальных предметов на этапах как до-, так и последипломного образования. Хотя некоторые из таких предметов уже включены в программу стоматологического обучения, скорее всего, они потребуют определенного пересмотра.

В будущем стоматологи могут столкнуться со многими трудностями, вызванными внедрением новых технологий и материалов. Стоматологам, несомненно, потребуется овладеть большими знаниями в области общей медицины, а программа обучения на стоматологических факультетах должна быть пересмотрена с учетом новых требований. Это также означает, что сами преподаватели обязаны будут освоить новые технологии и материалы.

Новые технологии всегда будут оказывать влияние на стоимость стоматологической помощи, образование и взаимодействие с общей медициной. Самая сложная проблема заключается в правильном сочетании всех перечисленных аспектов для совершенствования стоматологии в целом.

Эли Элиав, главный редактор












Сорин Тейч, заместитель редактора


Статья взята из журнала QI (русское издание), 2010 г.