24 июля 2018 г

Избранные статьи. №2

Морфологические особенности, оптические эффекты и эстетическое восприятие зубов.

Данная статья посвящена таким оптическим феноменам, как прозрачность, флуоресценция и опалесценция, которые влияют на восприятие формы и цвета естественных зубов и реставраций.

Вне всяких сомнений, создание реставраций, имеющих естественный внешний вид, является сложной клинической задачей, особенно в переднем отделе верхней челюсти. Успех зависит от правильного моделирования формы восстанавливаемого зуба, поверхностных характеристик реставрации и ее оптических свойств. Известно, что глаз человека хорошо определяет разницу между тенью и светом, от чего зависит восприятие формы, но обладает худшей способностью улавливать нюансы цвета. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальной формы или яркости сразу становятся заметны, в то время как незначительное отличие насыщенности и оттенка не бросается в глаза.

Модификация формы зуба позволяет изменить отражение или рассеивание световых лучей, что влияет на восприятие его размера. При создании плоской или вогнутой вестибулярной поверхности зуб кажется шире и длиннее, чем в действительности. Однако моделирование выпуклой вестибулярной поверхности приводит к иллюзии относительно узкой и короткой коронки. Мезиальный и дистальный гребни также влияют на восприятие формы зуба. Моделирование таких гребней ближе к центральной оси коронки приводит к созданию довольно широких проксимальных участков и большему отражению света, что оставляет впечатление узкого и высокого зуба. Напротив, при формировании мезиального и дистального гребней дальше от центральной оси коронка кажется шире и короче.

Текстура поверхности зуба оказывает большое влияние на эстетический результат реставрации. Неестественное отражение света от вестибулярной поверхности бросается в глаза даже неподготовленному наблюдателю, особенно если реставрация прилегает к интактному зубу. Придесневой контур зуба определяет особенности контура краевой десны и формы межзубных сосочков, что играет важную роль в придании естественности улыбке человека.

Прозрачность и опалесценция керамических реставраций

ПРОЗРАЧНОСТЬ

Под прозрачностью понимают способность объекта пропускать свет. Таким образом, абсолютная прозрачность характеризуется пропусканием всех лучей  спектра,  в то время как рассеивание некоторой части лучей при   их прохождении через объект определяет его матовость (опаковость). При изготовлении реставраций зубов включения или частицы в прозрачной матрице вызывают рассеивание части лучей, придавая реставрации более опаковый внешний вид. Этот же феномен присущ естественным твердым тканям зуба, в которых органический матрикс окружает призмы гидроксиапатита. Дентин имеет бóльшую органическую составляющую по сравнению с эмалью. Зубная эмаль молодых людей обычно также характеризуется достаточно большим количеством ор- ганических веществ, усиливающих диффузию света, что маскирует подлежащий дентин и придает зубам более светлый вид. У пожилых людей, напротив, органическая составляющая становится меньше в результате усиления минерализации, поэтому эмаль лучше пропускает свет, т.е. прозрачность зубов увеличивается. Понимание влияния и особенностей прозрачности и других оптических феноменов совершенно необходимо при создании керамических реставраций. Безусловно, при изготовлении металлокерамических коронок добиться высокого эстетического результата сложнее, поскольку металл совершенно не пропускает свет. В настоящее время такие реставрации применяются все реже.

На сагиттальном спиле центрального резца в проходящем свете можно отметить участки с разной степенью прозрачности. Это подчеркивает необходимость и сложность воспроизведения оптических характеристик при изготовлении керамических реставраций. Благодаря взаимодействию многих оптических свойств возникают феномены флуоресценции и опалесценции, которые оказывают значительное влияние на яркость и восприятие цвета интактных и восстановленных зубов. 

    Флуоресценция керамических реставраций

ФЛУОРЕСЦЕНЦИЯ

Под флуоресценцией понимают свойство некоторых веществ излучать видимый свет при облучении ультрафиолетовыми лучами (невидимыми для человеческого глаза). Этот эффект объясняет повышенную яркость флуоресцирующих субстанций по сравнению с нефлуоресцирующими. Некоторая степень флуоресценции зубов обусловлена органическим матриксом дентина и эмали. Нужно отметить, что благодаря большему содержанию органических веществ в дентине его флуоресценция выражена примерно в четыре раза сильнее, чем эмали.

На сагиттальном спиле естественного зуба под ультрафиолетовым освещением отмечаются участки с разной выраженностью флуоресценции. Как отмечалось выше, внутренние дентинные слои характеризуются большей флуоресценцией. При создании эстетичных реставраций нужно уметь правильно сочетать слои керамических масс, обладающих разными флуоресцентными свойствами, для достижения естественного внешнего вида.

Опалесценция естественных зубов: голубовато-белый оттенок при нормальном освещении и янтарный оттенок в проходящем свете.
 

ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ

Под опалесценцией понимают рассеивание света при его прохождении через прозрачный объект, в состав которо- го входят частицы размером менее 400 нм. При попадании света на опалесцирующий объект отражаются и рассеиваются сине-фиолетовые волны (длиной 380–400 нм), но пропускаются более длинные волны красно-оранжевого спектра. Поэтому опалесцентные материалы кажутся голубовато-синими со стороны и оранжевыми на просвет. Опалесценция присуща эмали естественных зубов, поэтому они выглядят голубовато-белыми при нормальном освещении и имеют характерный янтарный оттенок на просвет. Этот феномен обусловлен кристаллами гидроксиапатита, являющимися основной структурной составляющей эмали. Такие кристаллы образуют удлиненные призмы и покрыты органической оболочкой, показатель преломления которой отличается от гидроксиапатита. Органический матрикс отвечает за рассеивание света и обусловливает белый оттенок, который, смешиваясь с голубовато-фиолетовой опалесценцией, образует голубовато-белый цвет эмали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание эстетичных реставраций требует глубокого понимания морфологических особенностей и оптических феноменов естественных зубов и умения воспроизводить эти эффекты с помощью керамических материалов. Кроме того, для достижения оптимального результата реставрации должны гармонировать с прилегающими структурами полости рта, губами и лицом пациента.

Стефано Инглезе, CDT